Дистанционное образование в Украине: реальность и вызовы будущего


Опубликовано 17 Февраль 2025 в 10:00

Блог Дети в городе Киев >  Образование >  Дистанционное образование в Украине: реальность и вызовы будущего


Дистанционное образование в Украине: реальность и вызовы будущего

Photo: freepik


Дистанционное образование в современных реалиях – это необходимость, ведь в условиях кризисов и вызовов последних лет дистанционка позволяет детям и взрослым иметь доступ к образованию, независимо от места их проживания. Сегодня это не просто тренд, это будущее образования. «Дети в городе» пообщались с представителями дистанционных школ, чтобы узнать о развитии образования в Украине.


Дистанционное образование в Украине


В дистанционной школе «Оптима» отмечают, что количество семей, которые выбирают дистанционный формат обучения, стабильно растет. По их мнению, это объясняется, прежде всего, спросом на качественное образование, а потом уже внешними факторами. Наибольшая доля учащихся остается в Украине, но значительное количество детей учится из-за границы, преимущественно из Германии и Польши.

Дистанционная школа «Оптима» работает с 2015 года и стала первой лицензированной школой такого формата в Украине. Сначала ее услуги были популярны среди семей, чьи дети не могли посещать очные школы из-за спорта, карьеры, состояния здоровья или частых переездов. Впоследствии спрос стал расти среди семей, которые искали альтернативу традиционному обучению.


«Наибольший рост количества заявок наблюдался во время пандемии COVID-19, а также в 2022 году, когда школа открыла бесплатный доступ к своим материалам для всех украинских школьников. Благодаря этому более 100 тыс. учащихся успешно завершили учебный год», - рассказывают в «Оптиме».


Общая тенденция – поиск украинскими семьями качественного образования – остается постоянной. В школе отмечают, что не фиксируют спад запросов, а наблюдают равномерный рост спроса на качественные образовательные услуги в дистанционном формате.


В онлайн-школе «Альтернатива» рассказывают, что за последние 3-4 года дистанционное обучение совершило огромный прорыв. Начиная с 2020 года онлайн-образование было вызовом для многих, но школы использовали этот опыт, чтобы сделать обучение комфортным, эффективным и интерактивным. В «Альтернативе» комбинируют разные методы: от видеоуроков до мотивационного игрового формата, в котором учащиеся могут получать баллы за успеваемость и улучшать свои оценки. А также могут похвастаться:

  • Креативный подход. Кроме студийных привычных видеоуроков, создаются альтернативные уроки, которые снимаются в ярких локациях с интересным монтажом и непринужденной подачей. Просматривая их, ученик будто смотрит привычный для него ролик на ютубе.
  • Яркие учебные материалы. В школе улучшили сайт и его наполнение. Конспекты к урокам выглядят ярко и всегда содержат самое главное.
  • Система мотивации. Внедрены новые способы поддержания интереса к обучению, чтобы дети были вовлечены в процесс. Например, в конце каждого учебного года самым старательным детям дарят материальные подарки. Это мотивирует современных школьников.
  • Обратная связь. Кроме персональных чатов с учителями, введены онлайн-консультации, которые проводятся еженедельно.

Если раньше дистанционное обучение воспринималось как временное решение, то сегодня это эффективная альтернатива традиционной школе, которая дает гибкость, качество и результаты.


Вам может понравиться наша статья: Дистанционное образование в условиях войны: как школы адаптируются к форс-мажорам


Организация дистанционного обучения



Photo: freepik


Директор дистанционной школы Лицей «Ангстрем» Алена Дудинова рассказала, что онлайн-обучение в заведении осуществляется на собственной IT-платформе. Это Система Дистанционного Обучения (СДО) «Эвклид».


«Это первая отечественная онлайн-платформа, получившая Гриф МОН Украины «Одобрено для использования в общеобразовательных учебных заведениях», – объясняет Дудинова.


По ее словам, сразу бросается в глаза, что многие дистанционные школы используют Moodle. Это довольно старое (начало 2000-х годов) кросс-платформенное программное обеспечение, созданное как система управления курсами/обучением/виртуальная учебная среда. Другими словами, Moodle – это бесплатное веб-приложение, с помощью которого можно легко создавать сайты для онлайн-обучения. Многие курсы созданы именно на этой платформе.


«Но нам кажется, что для школьников нужно что-то полегче, не такое неуклюжее. Чтобы с видеосвязью, с дневником, с учительской, с оценками. Платформа «Ангстрем» – принципиально другой подход, другой дизайн, другая идея. Это действующая настоящая школа!», - добавляет директор.


В школе «Акцент» уделяется большое внимание индивидуальному подходу к каждому ученику. Для этого существуют разные формы обучения и взаимодействия участников образовательного процесса: онлайн уроки в небольших группах (до 7 учеников), общение в чате на учебной платформе, записанные темы уроков, что позволяет просмотреть любую тему с начала учебного года.


В онлайн-школе «Альтернатива» хорошо адаптируются к форс-мажорам и современным вызовам. Система построена так, чтобы каждый учащийся мог продолжать обучение без привязки к конкретному времени.

  • Уроки записи. Все занятия доступны в удобное время, поэтому учащиеся могут просматривать их тогда, когда могут.
  • Гибкий график. Можно учиться в собственном темпе, не беспокоясь, что пропустишь важный материал.
  • Материалы для самостоятельной проработки. Учащиеся получают конспекты, рекомендованную литературу, дополнительные источники и тесты, чтобы оставаться в процессе без доступа к интернету.
  • Поддержка преподавателей. Если есть вопросы после просмотра урока, всегда можно получить обратную связь у учителя.


В школе «Оптима», в свою очередь, работают над мотивацией учеников. Дети самостоятельно выбирают, когда и как прорабатывать материал, выполняя задания для самопроверки без необходимости дополнительных домашних работ. Во время онлайн-уроков по расписанию учащиеся работают вместе с классом. Мотивация усиливается благодаря качественным авторским разработкам уроков, которые отвечают современным тенденциям в педагогике.


Будущее дистанционного образования



Photo: freepik


Product manager школы JustSmart Дарья Адамчук считает, что в ближайшие 5–10 лет дистанционное обучение станет индивидуализированным, интерактивным и еще более доступным благодаря технологиям.

  • AI и персонализация. Искусственный интеллект будет адаптировать учебные программы к потребностям каждого учащегося.
  • VR и AR. Виртуальная реальность позволит погружаться в учебный процесс: путешествовать по историческим местам или проводить эксперименты.
  • Глобализация. Учащиеся из разных стран будут сотрудничать в общих проектах, развивая коммуникационные навыки.
  • Мультиформатность. Образовательные платформы предложат больше форматов обучения: интерактивы, видео, игры и т.д.
  • Эмоциональное развитие. Растет внимание к мотивации и эмоциональному интеллекту учащихся.


Читайте также: Дистанционка в частных школах: на каких платформах проходит обучение






Подпишись на еженедельную программку от "Дети в городе"


Поиск