Прокрастинация у подростков: причины и решение
Опубликовано 29 Январь 2025 в 10:00
Блог Дети в городе Киев > Разное > Прокрастинация у подростков: причины и решение
Photo: Freepik
Подростковый возраст – это период быстрого взросления и серьезных изменений, когда жизнь кажется наполненной новыми возможностями. В то же время, это период, когда перед подростками возникает много новых вызовов и трудностей. И прокрастинация – один из них. Откладывание важных дел, постоянное затягивание с выполнением задач могут помешать успеху, прогрессу в обучении или достижении поставленных целей. Более того, прокрастинация может стать источником стресса и неуверенности.
Дети в городе» пообщались с практическим психологом, супервизором и сексологом в обучении, сертифицированным консультантом по психоаналитическому подходу, членом ОО «Разом», ведущим специалистом по работе с молодежью, которые получают среднее образование в городе Познань, Анастасией Пан. Она рассказала об особенностях прокрастинации в подростковом возрасте и техниках, которые помогут подросткам научиться управлять своим временем.
Откуда берется прокрастинация?
По словам Анастасии, прокрастинация – это не болезнь и не лень, как многие думают. Это модель поведения, при которой человек сознательно выбирает не выполнять определенные действия, откладывать их на потом. Особенность прокрастинации в том, что она вызывает неприятные ощущения, и поэтому ухудшается общее состояние. При обычной лени у подростков больше наблюдается безразличие.
«Прокрастинация охватывает много факторов, которые могут влиять на это состояние. Это окружение, модель воспитания в семье, условия жизни, пример родителей и того, как они проводят свободное время. Многие считают, что прокрастинация появляется из-за зависимости от гаджетов, но это не совсем так. Здесь речь идет не о зависимости. Использование гаджетов – это быстрый способ получения удовольствия. Со временем подростки ставят в приоритет получение удовольствия, а не выполнение более трудных задач, требующих усилий», – объясняет психолог.
Также факторами, влияющими на появление прокрастинации, являются недостаток мотивации и отвлекающие факторы. К примеру, дистанционное обучение серьезно повлияло на распространение прокрастинации среди учащихся, ведь дома существует много отвлекающих факторов.
Анастасия отмечает, что иногда прокрастинация может быть одним из симптомов таких состояний, как депрессия, тревожность, нарушение сна.
Когда пора бить тревогу?
Photo: Freepik
Различают активную и пассивную формы прокрастинации. Как объясняет психолог, активная прокрастинация – это умышленное откладывание дел на потом, чтобы сейчас отдохнуть/поиграть, а затем быстро добиться необходимых результатов.
«То есть дети привыкают работать в турбо-режиме и вкладываться в короткие сроки. Активную прокрастинацию не считают проблемной, поскольку это запланированное действие, которое человек еще способен контролировать», - отмечает Анастасия.
А вот пассивная или патологическая прокрастинация – это поведение, которое сопровождается неуверенностью в себе. Подростка могут донимать такие мысли: "А смысл это делать, все равно не будет результата", "А для чего это все?".
«Здесь уже есть пессимистические нотки, наблюдается подавленное состояние и тревожность, депрессивные эпизоды. Сроки выполнения заданий могут не соблюдаться и игнорироваться. Это ситуация, когда прокрастинация уже мешает функционированию в повседневной жизни», – объясняет специалист.
Прокрастинация в современном мире
По словам психолога, существует прямая связь между прокрастинацией и стрессом, депрессией и тревожностью у подростков. Это существенные факторы, влияющие на прокрастинацию.
«Прокрастинация не относится ни к одной из разновидностей расстройств психики, которые включены в международные классификаторы болезней. Но, например, в редакции МКБ 11 прокрастинация упоминается как одно из проявлений генерализованного тревожного расстройства. То есть это уже проявления, и потому эта модель поведения может быть проявлением тревоги или стресса. При сильном стрессе подросток не способен хорошо фокусироваться и качественно выполнять задачи, доводить их до конца», – отмечает Анастасия.
Гаджеты и прокрастинация
Photo: Freepik
Гаджеты, социальные сети, игромания – это все факторы, влияющие на развитие прокрастинации. Особенно популярные сейчас короткие видео в Тик Ток и Инстаграм.
«Во-первых, это заблуждение о получении удовольствия. Например, ребенок устал или у него какие-то проблемы в школе. Вместо решения проблемы он залипает в Тик Ток. Проблема не решается, мозг на время отключается, однако нервная система в это время не отдыхает, а наоборот нагружается. Это влияет на неспособность контролировать время, ведь люди зависают в соцсетях, не замечая, сколько времени прошло», – объясняет психолог.
Во-вторых, это получение быстрого удовольствия, поэтому со временем снижается мотивация и исчезает навык напрягаться, чтобы добиться какого-либо результата. Например, делать дела, которые не доставляют тебе мгновенного удовольствия, но требуют сил и времени.
Как работать с прокрастинацией?
Анастасия Пан делится, что в своей работе всегда обращает внимание на фразы типа «Мой ребенок очень ленивый. Он ничего не хочет делать».
«Для меня это всегда звоночек, чтобы обратить внимание на режим сна подростка, его режим питания, последние обследования здоровья. На то, как эта «лень» влияет на повседневную жизнь подростка и как он сам относится к этой проблеме. И когда я вижу, что подростку все равно – это одна история. Но бывает, что это вызывает стресс, чувство упущенных возможностей. Тогда обязательно обращаю на это внимание. Прокрастинация действительно может быть проявлением чего-либо или фактором, на который следует обратить внимание», – рассказывает психолог.
Читайте также: Как и когда говорить с детьми и подростками о сексе: советы эксперта
Как избавиться от прокрастинации
По словам специалиста, для начала необходимо исключить физиологические факторы и те, которые связаны с психологическими расстройствами. Проверить анализы крови, посмотреть гормональный фон, потому что иногда прокрастинацию можно спутать с хронической усталостью.
«Когда мы исключаем физиологические факторы, мы начинаем работать над привычками. Соблюдение режима дня, сна и питания. Это самое сложное для подростков! Как только поднимается вопрос о режиме, они протестуют. Но без этого будет очень сложно идти дальше», – объясняет Анастасия.
Обязательно нужно включить в режим дня прогулки. Даже 15-минутная прогулка на свежем воздухе способна сильно изменить общее состояние подростка. Родителям следует включаться в эту работу и помогать. К примеру, планировать какие-то дела, куда-то ездить или ходить по делам вместе с ребенком.
Анастасия предлагает родителям делегировать подросткам часть ответственности, но в рамках их интересов. К примеру, парни могут помочь собрать шкаф, а девочки – сходить в магазин за продуктами, сделать заказ на сайте. То есть, привлекаем их участвовать в повседневной рутинной жизни семьи, но сохраняя их интерес.
«Хорошо работает ведение дневников. Но парни, как правило, это не очень любят. Девушкам больше нравится такой формат. Можно приобрести хороший планер, маркеры. Мальчикам больше нравятся разнообразные гугл-календари, заметки, где они тоже могут фиксировать свои дела», – добавляет психолог.
Конечно, если у подростков есть зависимость от гаджетов или игр, необходимо ограничивать их. Ставить таймеры и строго ограничивать время, проведённое с гаджетами.
Что еще работает?
- Акцент на маленьких победах. Важно научить подростков фиксировать свое внимание даже на маленьких достижениях. К примеру, «На выходных я проснулся в 8.00, а не в 13.00 – это уже большое достижение».
- Разбивайте на части. Научите ребенка делить большие задачи на небольшие части. Об этом вроде бы все знают, но не все это умеют делать, поэтому с планированием у многих подростков бывают проблемы.
- Используйте матрицу Эйзенхауэра. В первую очередь делаем то, что срочно и важно. Во вторую очередь – срочно, но не важно. Потом – не срочно, но важно. И напоследок – не срочно и неважно.
- Работа со страхами. Пусть подростки проанализируют свои страхи, выпишут их и подготовят план действий на случай худшего сценария развития событий. То есть надо заранее решить, что делать, если все пойдет не по плану, чтобы быть готовым к этому.
Научите ребенка искать для себя выгодные и приятные моменты в делах. Задавать себе важные вопросы:
- Зачем я это делаю?
- Что я могу позже с этим сделать?
- Как я могу использовать это?
Анастасия Пан резюмирует, что в подростковом возрасте дети все еще нуждаются в поддержке и помощи родителей, когда предстают перед трудностями. Конечно, это уже не формат отношений «маленький ребенок-взрослый», а более взрослый формат, где подросток будет чувствовать, что его слышат и понимают.
Читайте также: Самые интересные техники тайм-менеджмента: как родителям все успевать