«Говори со мной!»: как общаться с детьми с инвалидностью и их родителями


Опубликовано 23 Сентябрь 2024 в 16:00

Блог Дети в городе Киев >  Воспитание и уход >  «Говори со мной!»: как общаться с детьми с инвалидностью и их родителями


«Говори со мной!»: как общаться с детьми с инвалидностью и их родителями

Photo: UNICEF


Инвалидность не передается воздушно-капельным путём. Поэтому нет необходимости забирать своего сына или дочь с игровой площадки, как только там появляется ребенок c ДЦП. Или сторониться ребенка с аутизмом, гуляющим в том же парке или посещающим ту же школу, что и другие, потому что «он странный».


Просто представьте, что ребенку запретили гулять во дворе, потому что у него голубые глаза. Абсурд? Но подобным образом РЕГУЛЯРНО чувствуют себя родители детей с инвалидностью.


Все мы странные, все мы разные – просто каждый по-своему. Инвалидность должна перестать быть причиной или поводом дискриминации. Безусловно, ее наличие следует учитывать в коммуникации – по меньшей мере для того, чтобы всем было комфортно. Но она не должна помешать общению, общим играм и — возможно — дружбе ваших детей.


Ознакомьтесь с этими простыми правилами и поговорите о них со своим ребенком.


Материал подготовлен в рамках кампании «Дети как дети», созданной Советницей – уполномоченной Президента Украины по правам ребенка и детской реабилитации Дарьей Герасимчук в партнерстве с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ).


1. Взаимодействуйте с детьми с инвалидностью сами и не запрещайте этого своему ребенку


Не стоит избегать детей с инвалидностью только потому, что вы не знаете, как с ними обращаться, учитывая их инвалидность. Да, первое знакомство на той же игровой площадке может показаться несколько необычным, но все мы когда-то знакомились впервые?

Если сомневаетесь в том, как правильно себя вести, то можно корректно спросить об этом у самого ребенка и придерживаться его рекомендаций.


2. Разговаривайте с самим ребенком, а не с теми, кто его сопровождает


Вы общаетесь с человеком, а не с его признаками или сопровождающими, поэтому важно поддерживать зрительный контакт, обращаться по имени и т.д.


Вам могут также ответить его родители или опекуны — но если ребенок уже вышел с пеленочного возраста, будет вежливо разговаривать именно с ним, а не делать вид, что он вас не слышит. (Да, даже для ребенка с нарушением слуха такое поведение будет оскорбительным).


«Нормально задавать вопросы ребенку, нормально задавать вопросы взрослым, которые с ребенком, — но эти вопросы должны быть этические. Например: Как мне объяснить своему ребенку, что у вашего ребенка на голове? Скажите мне, как правильно, потому что я хотела бы объяснить это своей дочери”. В таком виде это будет нормально», — отмечает Дарья Герасимчук, мама ребенка с инвалидностью. Ее дочь пользуется кохлеарным имплантом для коррекции слуха.


3. Придерживайтесь корректных слов


Ребенок с инвалидностью – это прежде всего ребенок. Инвалидность — только один из ее признаков.

Ребенок с инвалидностью может иметь РАС (расстройство аутистического спектра), ДЦП, синдром Дауна или другие нарушения. И все же не стоит называть кого бы то ни было «инвалидом», «аутистом», «ДЦП-шником», «дауном» или многое другое.


Если сомневаетесь в корректности термина, можете проверить его в Словаре безбарьерности.


А также подумайте, стоит ли вообще в этой конкретной ситуации акцентировать внимание на инвалидности:


«Вот представьте, вы сидите в очереди к педиатру, здесь выходит врач и на всю очередь объявляет: Где там и мама с ребенком-инвалидом? Здесь должен быть жест рука-лицо, я не знаю, как иначе это назвать. Даже если бы он сказал "ребенок с инвалидностью" - вообще, для чего было на этом акцентировать внимание? Это просто ребенок. Родители детей с инвалидностью хотят, чтобы их детей воспринимали как детей. Это дети как дети. Все», — акцентирует Дарья Герасимчук.


4. Не беспокойтесь, если случайно оговорились («увидимся», «пойдем», «ты это слышал?»)


Люди с нарушениями зрения видят руками, с нарушениями опорно-двигательного аппарата ходят. Даже на колесном кресле.

Такая оговорка с вашей стороны вполне естественна, когда вы относитесь к человеку как к полноценному (а люди с инвалидностью таковы и есть). Это не будет воспринято как оскорбление.


Вспомните, как часто в мультсериале «Аватар» персонажи обращались к незрячему Тофу с репликами вроде «Ты это видела?»

Общий просмотр «Аватара» с вашим ребенком может стать не только топовым досугом, но и осторожным поводом для дискуссии об инвалидности и общения с людьми с инвалидностью.

Классный мульт, очень рекомендуем.



5. Спрашивайте, прежде чем помочь


Вы можете предложить помощь, но важно дождаться, когда человек с инвалидностью на него согласится и скажет вам, как это сделать.


6. Не прикасайтесь без разрешения


Вы ведь не затрагиваете малознакомых людей без их разрешения? Кресло колесное, трость, другие вспомогательные средства - это часть личного пространства человека с инвалидностью, поэтому не прикасайтесь и к ним, уважайте личные границы.


7. Не бойтесь ошибаться, пока вы остаетесь человечными


Конечно, даже если вы изучите все правила поведения с людьми с инвалидностью, вы все еще можете ошибиться, сказать или сделать что-нибудь грубое — это норма в любых отношениях. Это нормально – ошибаться, ссориться, извиняться, мириться.

Ведь дружба с человеком с инвалидностью — это, прежде всего, просто дружба с человеком.






Подпишись на еженедельную программку от "Дети в городе"


Поиск