4 компонента обучения в школе Basis и среда, в которой формируется путь ребенка
Опубликовано 21 Август 2024 в 12:00
Блог Дети в городе Киев > Образование > 4 компонента обучения в школе Basis и среда, в которой формируется путь ребенка
Photo: Базис
Чтобы действительно понять, как все устроено в школе и как работает, стоит начать с понимания цели школы и ее задач.
В «Базисе» мы создаем среду, где каждый ученик выбирает и формирует собственный путь — в своем темпе, на своей глубине, с возможностями изменять свой выбор.
Мы уверены: как запуганный ученик не сможет испытывать свои потребности и желания, так и жесткое стимулирование/подталкивание на пути будут гарантированно сбивать с понимания собственного выбора. Построение осознанного пути учащимися нуждается в совсем других подходах.
В Базисе уважение и достоинство являются базой в отношениях между учащимися и учителями
Photo: Базис
Каждый ученик может как свободно излагать свои идеи, так и признавать непонимание чего-то без страха перед учителем. Заинтересованность ходом мысли, поддержка инициатив, но и честная обратная связь по отношению к ним (без пренебрежения, манипуляций или умолчаний) — это то, что встречает от преподавателя ученик. По нашему мнению, именно в таких отношениях может родиться более глубокое понимание себя ребенком в каком-то аспекте, новый интерес или увлечение, а также интересное сотрудничество класса, команд, всей школы.
Этот же принцип распространяется и на взаимодействие между коллегами и родителями, ведь создание среды с максимальным выбором и гибкостью требует качественных партнерских отношений со всеми сторонами процесса.
Значит ли это, что на пути ребенка не встречаются сложности? Вовсе нет. Иногда преодолевая сложности, ученик взвешивает свои усилия — готов ли в целом двигаться по такому пути? А иногда сложные победы только укрепляют азарт и восхищение. Так что в Базисе мы не убегаем от сложных задач, проектов или процессов, а наоборот, приглашаем всматриваться в них с особым вниманием — искать собственные способы решения/воплощения, не опускать руки при первых неудачах, находить ресурсы и команду для амбициозных задач. «Интересно, увлекательно, сложно!» – говорим мы об обучении в Базисе.
Photo: Базис
Еще одним важным моментом есть понимание, что далеко не всегда сложные и интересные вещи изучаются для использования в будущем. Попытка соединить все, что изучается в школе, с конкретными примерами воплощения часто бывает искусственным, «притянутым за уши». Вместо этого мы в Базисе приглашаем учащихся научиться получать удовольствие от процесса решения и самого момента интеллектуального поиска. Любознательность, по сути, отчасти является навыком, развивающимся в атмосфере увлечения познанием мира.
Значит ли это, что учебный путь состоит только из ярких моментов, похожих на приключенческие фильмы? Тоже нет. Для преодоления разнообразных препятствий требуется качественное «снаряжение» и «инструменты», нарабатываемые в рутинной и возможно немного скучной работе. Но предвкушение открытий и возможности всевозможных попыток позволяют и к рутинной части обучения относится серьезно.
Индивидуальные учебные траектории в школе Базис
Распространено представление, что для гарантированных результатов программа должна быть предопределена четко и жестко, а возможностей влияния учащихся на процесс не должно быть. В Базисе это не так: работая в небольших группах (классы до 16 детей), у учителя есть возможность формирование индивидуальных учебных траекторий для каждого учащегося в старшей школе (при необходимости и раньше), а учащийся может реализовать свои запросы и интересы как в пределах занятий, так и вне их (на консультациях с преподавателями, через индивидуальные проекты или другие форматы). Кроме того, учитель учитывает выбранную специализацию ученика, а также стартовую точку класса или группы, которая сложилась, гибко меняя программу. Ученик или группа учащихся вполне могут стать инициаторами новых процессов или создания новых форматов. В Базисе также работает Парламент школы, на собраниях которого представители классов обсуждают не только сложности ученичества и способы их решения, но и инициируют и воплощают новые традиции и события.
Photo: Базис
Атмосферу, которая создается благодаря принципу уважения, увлечению непростыми задачами и красотой процесса поиска решений, внимания к рутинной части обучения, трудно описать словами — зато легко почувствовать, заходя на урок, спецкурс или даже на научном проекте в лагере.
В Базисе сбалансированная, но достаточно большая нагрузка от начальной школы до старших классов. Мы изучаем углубленные курсы математики, естественных дисциплин, а также английского; гуманитарные дисциплины преподаются в виде интегрированных курсов и занимают не менее важное место в программе школы.
Каждый предмет имеет определенный минимум, но позволяет на фундаменте знаний и умений в определенный момент выбрать или углубить свою специализацию, а также изменять ее в течение лет обучения в старшей школе. Мы высоко ценим автономию учителя, так что каждый учитель преподает авторский курс, на котором расставляет свои акценты, выбирает темп, глубину и темы и даже может иметь собственную систему оценивания!
Для нас важны также кросспредметные и межпредметные связи, а возможность их создания не искусственно базируется на глубоких знаниях, навыках по каждому из предметов. Кроме того, в нашей программе есть значительное количество внезанятийных форматов: от индивидуальных проектов до кружков и клубов по интересам, от авторских конкурсов и олимпиад в лагерь научных проектов.
В школе «Базис» одинаково важными составляющими обучения являются:
- знающая и компетентностная часть (основательные знания и навыки по предметам, умение использовать их как в учебных, так и в нетипичных ситуациях)
- технологический компонент (использование технологических средств, инструментов для коммуникации в различных ситуациях, воплощение своих проектов, распространение своих идей)
- soft skills (как те, что связаны с эффективностью собственного обучения, так и более широкие, позволяющие донести собственную позицию до разной аудитории, построить мощную команду или простроить следующие этапы своего обучения)
- формирование отношения (attitude, убеждения и принципы, влияющие на выбор, суждения, поведение и действия каждого учащегося; создание собственной ценностной карты мира)
Есть ли в таком случае высокий балл по НМТ, победа на олимпиаде или в конкурсе целью обучения? В редких случаях они могут быть промежуточными целями, которые самостоятельно для себя выбирает ученик — то ли для проверки собственных сил, то ли для определения своего уровня среди более широкой аудитории таких же увлеченных определенной темой/предметом, а часто еще и для ярких ощущений в процессе, радости от побед или подкрепления уверенности в себе и просто для общения в кругу "своих"
Именно поэтому в Базисе родились наши форматы конкурсов (такие как «ГеКон») и мероприятия, позволяющие взглянуть на процессы под другим углом (например, «Видим-Толкуем»), а традиционные события (как праздник начала года «Пещеры» или завершение года в виде спортивного ориентирования в Голосеевском национальном парке) и проводимые олимпиады на базе нашей школы (например, ExPho), приобрели чисто базисную атмосферу.
Photo: Базис
Несмотря на то, что Базис занимает первые места в рейтингах по результатам НМТ, а наши выпускники действительно поступают в лучшие вузы мира, мы определяем для себя другие критерии результата школы: это выпускники, которые делают осознанный шаг в свое будущее, уверены в своей базе и свободны в выборе направления, специализации или места дальнейшего обучения.
В этом году Базис начинает свой 7й учебный год
Мы работаем в собственном современном помещении на Подоле, начинаем год с надеждами и вдохновением и приглашаем к знакомству с нашей школой и командой как будущие семьи учащихся, так и коллег в сфере образования.
Video: Базис
Научно-исследовательская школа «Базис»
- Киев, ул. Кожемяцкая, 12Б.
- старшая школа: +380 (68) 418 86 18
- начальная школа: +380 (66) 634 93 53
Email:
- info@basis.ua