Учить‌ ‌или‌ ‌не‌ ‌учить:‌ ‌нужно‌ ‌ли‌ ‌помогать‌ ‌школьникам ‌делать‌ ‌домашнее‌ ‌задание‌ ‌


Опубликовано 01 Октябрь 2019 в 16:00

Блог Дети в городе Киев >  Образование >  Учить‌ ‌или‌ ‌не‌ ‌учить:‌ ‌нужно‌ ‌ли‌ ‌помогать‌ ‌школьникам ‌делать‌ ‌домашнее‌ ‌задание‌ ‌


Учить‌ ‌или‌ ‌не‌ ‌учить:‌ ‌нужно‌ ‌ли‌ ‌помогать‌ ‌школьникам ‌делать‌ ‌домашнее‌ ‌задание‌ ‌

Многие родители делают уроки вместе с детьми. Photo: Freepik


Для некоторых украинских семей совместная подготовка уроков является нормой. Измученная мама или уставший папа, отработавшие по 8 часов на работе, приготовившие ужин, перед этим обойдя магазины, берутся за свою вторую работу – домашнюю. Они садятся возле ребенка, и начинается «пытка уроками». Распространенная ситуация. В школьный период отношения между ребенком и родителями во многих семьях сводятся к двум вопросам: «что получил?» и «все ли выучил?». «Дети в городе» разбирались, должны ли родители просиживать за уроками с ребенком, помогать ему с подготовкой презентаций и творческих заданий. А также собрали советы, которые помогут вам приучить ребенка к самостоятельности.


Уроки, как ежедневный стресс


Большинство детей не любят делать домашнее задание. Это неудивительно, ведь домашней работы, несмотря на правила Минобразования, задают много, она скучная, и часто не несет в себе практической ценности для ребенка в дальнейшем.


В 2018 году Министерство образования совместно с Минздравом обновило санитарные правила, регулирующие вопросы обучения в школе. Согласно ним, ученикам 1-2 классов не рекомендуется задавать домашнее задание. В 3-9 классах школьники должны тратить на уроки не более 1 часа, а в 10-12 классах – 1,5 часа. По старым правилам старшеклассников можно было нагружать домашним задание до 4 часов.


Одни дети спокойно выполняют задания, понимая, что это их обязанность, а другие делают домашку только из-под палки, с криками, оскорблениями и переписыванием. Нередко выполнение домашнего задания затягивается до поздней ночи, а утром измученные родители и измученный ребенок отправляются в школу и на работу. При этом во время утренних сборов родители продолжают переживать, все ли они собрали в школу, все ли уроки выполнили.  


Школа – зона ответственности ребенка



Ребенок должен учить уроки и собирать рюкзак самостоятельно. Photo: Freepik


Известный психолог Михаил Лабковский в своей книге «Хочу и буду» заявляет, что уроки с ребенком делать не нужно. Более того, по его убеждению, тема школы вообще должна подниматься дома только ребенком – если он сам просит помощи или хочет рассказать о том, что произошло в школе. Ребенок, по мнению психолога, должен сам заботиться о том, выучил ли он уроки, собрал ли рюкзак, подготовился ли к контрольной работе.  

Далеко не все родители согласны с таким мнением, и тем более, готовы последовать такому примеру. Но давайте разберемся, что дает ребенку контроль родителей за школьными достижениями, и что может дать свобода действий (пусть и ограниченная).


Самостоятельность

Многие родители считают, что первоклассник еще слишком мал, чтобы делать уроки самостоятельно. И уж тем более собирать портфель. Поэтому уроки делаются вместе, а иногда, и вместо ребенка. Шестилетки действительно еще рассеянные, несобранные. Часто они нуждаются в помощи. Но задача родителя - как можно быстрее научить ребенка делать все самостоятельно.


По мнению психологов и педагогов, уже ко второму классу школьник может справляться с домашним заданием самостоятельно.


При условии, что родители научили его это делать. Если же не давать ребенку возможности делать уроки самостоятельно, допускать ошибки и исправлять их, процесс совместного обучения затянется. Как следствие, ребенок дольше будет зависим от помощи родителей. Жесткий контроль лишает ребенка возможности взрослеть и становиться самостоятельным.


Ответственность

Ребенок должен понимать, что школьная успеваемость – его ответственность. Конечно, не все дети учатся на «отлично». Но, как правило, все родители знают уровень своего ребенка и его возможности. Задача родителей – мотивировать ребенка, чтобы ему хотелось хорошо учиться, улучшать свои оценки и успеваемость. Это и есть самый важный воспитательный момент. Психологи предостерегают, если жестко контролировать все действия ребенка, из него может вырасти несамостоятельная, безынициативная личность, которая привыкла выполнять указания. Такой ребенок во взрослой жизни станет хорошим исполнителем. Но сможет ли он добиться большего? Научится ли брать на себя ответственность или будет ждать, когда все решат за него, или все решится само собой.



Задача родителей – мотивировать ребенка, чтобы ему хотелось хорошо учиться. Photo: Freepik


Развитие

Обратимся немного к науке. Все мозговые функции человека развиваются при взаимодействии с другими людьми. В случае ребенка – с близкими людьми. Если родители, улыбаясь, показывают ребенку разноцветные фигурки, ласково проговаривают, как эти фигурки называются - этот процесс будет стимулировать мозговые процессы. Сам процесс обучения будет ассоциироваться с удовольствием. То есть, ребенку будет приятно запоминать фигуры и цвета.

Когда человек попадает в стрессовую ситуацию, некоторые области коры мозга блокируются. Мы начинаем хуже соображать, потому что все силы мозга брошены на рефлекс «бей или беги» - состояние, при котором организм мобилизуется для устранения угрозы. Наверняка вы замечали, как только начинаешь давить на ребенка, с раздражением проверять выполненную работу (например, выученное стихотворение или таблицу умножения), он тут же начинает забывать то, что знал, не может ответить на элементарные вопросы. Это происходит не потому, что ребенок глупый или неспособный. А потому, что он оказался в стрессовой ситуации.

Когда процесс обучения проходит в стрессе регулярно (изучение уроков с криками и упреками), мозг может включить блокировку процессов, отвечающих за образование и развитие. В дальнейшем такие дети развиваются эпизодически – преуспевают только в тех делах, которые поддерживались взрослыми. А ресурсов на саморазвитие у них не остается. Именно поэтому, лучше совсем не помогать с уроками, если невозможно делать это спокойно и доброжелательно.


Кстати, ранее мы писали о том, почему ребенок не хочет ходить в школу, и как помочь ему справиться с этой проблемой.


Успешность

Учителя всегда видят по детям, кто делает уроки с родителями, а кто пытается разобраться самостоятельно. Не секрет, что многие учителя настаивают на том, чтобы родители занимались с ребенком. Из благих намерений, конечно. Но давайте посмотрим на это с другой стороны.


Какие люди становятся успешными? Те, которые хорошо учатся в школе?

Не всегда.

Те, которые выполняют все задания на «отлично»?

Нет. Успешные люди часто ошибаются. Еще чаще теряют деньги из-за своих ошибок.

Те, которые закончили университет с красным дипломом?

Уж точно нет. Многие успешные люди даже не учились в университете.



Успешность ребенка не зависит от выученных уроков. Photo: Freepik


Так в чем же секрет успешности? Он в том, чтобы:


  • много трудиться;
  • следовать за своими мечтами;
  • быть настойчивым, не опускать руки после неудач;
  • делать то, что вызывает восторг и страсть;
  • делать то, что нравится;
  • быть инициативным, действовать;
  • быть креативным;
  • уметь концентрироваться и работать в жестких временных рамках;
  • быть коммуникабельным, уметь убеждать людей и располагать их к себе;
  • совершенствоваться и развиваться.


Эти качества невозможно воспитать при помощи контроля и давления.


Отношения в семье


Сколько семейных ссор и драм происходит из-за учебы. Особенно актуальна эта проблема для родителей подростков. Пубертатный период и так непростой, а тема оценок и уроков его может только усугубить. Психологи напоминают, что школа – это только один из этапов жизни ребенка. И она не должна становиться между вами. А если вы решили пойти по пути совместного изучения уроков, ваши отношения с ребенком могут испортиться.

Во-первых, редкий родитель может долгое время терпеливо учить уроки с ребенком, хвалить его. Как правило, рано или поздно родители раздражаются и злятся.

Во-вторых, тотальный контроль часто заменяет простое общение. Все разговоры с ребенком сводятся к школе, а на то, чтобы узнать, как он провел день, что он чувствовал, о чем волновался, просто не хватает времени. Так и теряется связь с малышом - ребенок начинает думать, что кроме его школьной успеваемости родителей ничего не интересует.

Если ваш ребенок не справляется с уроками самостоятельно, попробуйте разобраться, в чем причина. Это могут быть психологические проблемы, а могут быть и проблемы со здоровьем. По словам врачей, на способность ребенка учиться может повлиять сжатие сосудов. При активной работе мозгу просто не хватает кислорода, в результате чего замедляется его работа и мыслительные процессы. Также на работоспособность малыша может повлиять дефицит питательных веществ, снижение функций желез внутренней секреции или снижение функции щитовидной железы. Получается, что лень или нежелание учить уроки иногда может быть всего лишь защитным барьером организма.


Как найти золотую середину?



Учеба – это зона ответственности ребенка. Photo: Freepik


Чтобы не испортить отношения с ребенком, и при этом не запустить учебу, важно следовать некоторым правилам.


1) Не забывайте, что учеба – это зона ответственности ребенка. Постарайтесь за первый год школы сделать все для того, чтобы ребенок справлялся с домашним заданием самостоятельно. Исключение – когда ребенок сам просит о помощи. В школе нередко задают задания, которые без помощи родителей выполнить невозможно.


2) Научите ребенка планировать и организовывать свое время. Составьте график, когда он должен делать уроки. Можно даже заводить будильник. Это дисциплинирует малыша, и он привыкнет все делать самостоятельно в четко отведенное время.


3) Перестаньте переживать. Полученная двойка – это не конец жизни. Поддерживайте ребенка, не ругайте. Мотивируйте его исправить оценку. Кстати, специалисты советуют никогда не использовать в качестве мотивации материальные блага: подарки, сладости или развлечения. Лучшая мотивация – искренняя радость за успех ребенка, вера в него и похвала.


4) Старайтесь минимизировать разговоры о школе, при этом больше разговаривать на другие темы. Не ругайте ребенка, не критикуйте его достижения, потому что родительская критика способна разрушить веру в себя. В детстве она воспринимается болезненней, чем критика посторонних людей.


Помните, что детство слишком коротко, дети очень быстро вырастают. Стоит ли тратить это бесценное время на скандалы из-за школы и плохих оценок? Все оценки, а также многие полученные в школе знания, очень быстро забываются. Важным остается то, сможете ли вы сохранить близкие и доверительные отношения со своим ребенком.






Подпишись на еженедельную программку от "Дети в городе"


Поиск