Умнее, чем вы думаете: как раскрыть и развить способности вашего ребёнка


Опубликовано 27 Март 2018 в 15:33

Блог Дети в городе Киев >  Умнее, чем вы думаете: как раскрыть и развить способности вашего ребёнка


Умнее, чем вы думаете: как раскрыть и развить способности вашего ребёнка

Photo: Pexels


Ваш малыш интересуется музыкой, а ему нет ещё и трёх лет? Как своевременно раскрыть способности у ребёнка? В каком возрасте можно определить, к чему есть склонности у малыша? И как развивать способности, чтобы не навредить ребёнку?

Для начала разберемся, что такое склонности, способности и талант, и какая между ними разница.

Способности - индивидуальные особенности личности, которые указывают на предрасположенность к той или иной деятельности. Нельзя выявить способности у годовалого малыша, можно разве что проанализировать, какие врожденные задатки есть у ребёнка, ведь именно они и формируют в будущем базу для развития склонностей. 

Склонности проявляются в стремлении ребёнка к определенному виду деятельности и являются первым шагом на пути к формированию способностей.

Талант, в свою очередь, встречается довольно редко, и расстраиваться из-за того, что у вашего ребёнка нет выдающихся способностей, вовсе не стоит, ведь упорство и трудолюбие порой дают гораздо лучшие результаты.


Как выявить способности у ребёнка?



Наблюдайте, задавайте вопросы и анализируйте. / Photo by Kelly Sikkema on Unsplash


Прежде всего - наблюдайте. Никто не знает вашего ребёнка так, как вы. Малыш часами складывает из кубиков башенки, увлеченно рисует или не выпускает из рук любимый барабан - одно из этих занятий может стать делом всей его жизни, а может и нет. Торопиться с выводами не стоит. И уж тем более не стоит записывать ребёнка в десятки кружков и секций. 

Разговаривайте, задавайте наводящие вопросы и анализируйте ответы. Спросите малыша, чем ему нравится заниматься и почему. Конечно, ответ двухлетнего крохи мало что прояснит, но к пяти годам ответы будут обоснованнее и, возможно, прольют свет на увлечения ребёнка.

Дарите наводящие предметы: музыкальные инструменты, футбольный мяч или конструктор. И снова наблюдайте и анализируйте. С каким увлечением ребёнок играет в ту или иную игру? Как много времени он проводит за этим занятием и насколько хорошо у него получается? Ответы на эти вопросы помогут вам лучше понять своего ребёнка, выявить у него способности и развивать их в дальнейшем.


В каком возрасте формируются способности?
Масару Ибука, создатель новаторских концепций по раннему воспитанию и развитию детей, акцентирует внимание на том, что ключ к развитию умственных способностей ребёнка - это его личный опыт познания в первые три года жизни. В своей книге «После трёх уже поздно» он пишет: «При правильном воспитании в раннем возрасте ребёнок и в школе учится лучше. Он легче переносит систему «добывания оценок» в школе. Если были посеяны хорошие семена в наиболее критический период раннего развития, ребёнок вырастет достаточно крепким, чтобы противостоять любым трудностям.»


Как развивать способности, не причиняя вреда?
«Удивительно, но многие родители долго не расстаются с иллюзией, что, пока ребёнок находит­ся на их попечении, они могут делать с ним всё, что им заблагорассудится. Они могут сказать: «Я хочу сделать из него инженера» или «Хочу, чтобы он стал музыкантом», как будто заказывают костюм у портного» - пишет Ибука. И, несмотря на то, что книга была написана в начале семидесятых годов, она актуальна и в наши дни.
Иногда, в стремлении дать своему ребёнку больше возможностей, родители переусердствуют, записывая его в пять разных секций или испытывая на крохе все возможные методики раннего развития. Важно понимать, что долг родителей - это грамотно и осторожно направлять, создавая все условия для развития способностей в соответствии с возрастом ребёнка и его предпочтениями.



Вызвать интерес ребёнка к предмету обучения — это и есть лучший педагогический метод. / Photo by Click and Boo on Unsplash


Выявить, к чему у ребёнка есть способности - это только начало, куда важнее развивать их, и делать это так, чтобы ребёнок не утратил интерес. 

В своей книге Масару Ибука приводит отличный пример:

«Двух- и трёхгодовалых детей часто против их во­ли каждый день приводят за руку на уроки скрипки к доктору Сузуки. Они с любопытством оглядываются, прыгают и резвятся в коридоре и совсем не интересуются скрипкой. Если родители пытаются заставить их учиться музыке, то все подобные попытки кончаются слезами и истериками. Дети начинают ненавидеть скрипку. Их бурная реакция объясняется тем, что в этом возрасте у них просыпается самосознание и чувство собственного «Я», которое не терпит никакого насилия.

Поэтому вначале доктор Сузуки позволяет детям делать всё, что они хотят, но не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух-трёх месяцев ребёнок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение ребёнка достигло апогея и только тогда дает ему первый урок. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий — шесть месяцев.
Главный принцип метода доктора Сузуки — вызвать интерес, а это лучшее побуждение. По его мнению, принуждение — худший способ обучения. Если у ребёнка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя. Вызвать интерес ребёнка к предмету обучения — это и есть лучший педагогический метод.»


Какой тип интеллекта у ребёнка?

Вы когда-нибудь слышали о теории множественных интеллектов? Она была разработана профессором Гарвардского университета в 1983 году. Её автор, Говард Гарднер, утверждает, что существует восемь или девять различных видов интеллекта. Исходя из этой теории, можно сказать, что некоторые дети наделены лингвистическим интеллектом, а другие - логико-математическим или натуралистическим, или музыкальным интеллектом.


Один из способов помочь ребёнку раскрыть свои сильные стороны - это диагностика внутреннего потенциала.


Центры Киева, которые могут помочь развить способности у вашего ребенка


Международная сеть центров внешкольного инновационного образования «Future Education Center 3/7» - это уникальная образовательная платформа, основанная на израильской методике. В ней собраны методы, которые адаптированы под детскую аудиторию. Они очень безопасные и опираются на игру как основу основ. 

Основатели центра считают, что понимание типа мышления открывает перед ребёнком и его родителями широкие возможности. Реальное знание оберегает от неправильных шагов в воспитании и дает возможность ребёнку выбрать успешный и счастливый жизненный путь, который подходит именно ему. 


- С чего начинается работа с ребёнком?


Виктория Лямец. Руководитель «Future Education Center 3/7» в Киеве:

«Мы пытаемся понять, как он мыслит и что чувствует. Поэтому первое, что мы делаем, - это проводим диагностику. На выходе она дает несколько результатов. 

  • Во-первых, помогает проанализировать текущую жизненную ситуацию ребёнка. В частности, среду, в которой он растёт и воспитывается.
  • Во-вторых, диагностика позволяет определить уровни развития коэффициентов личной эффективности. Этих коэффициентов три: наличие лидерских качеств (VQ), уровень владения интеллектом (IQ) и эмоциональным интеллектом (EQ).
  • В-третьих, в ходе диагностики мы определяем очень важный параметр - тип мышления ребёнка. Это способ, которым он мыслит и выстраивает свои отношения с миром. Тип мышления с ходу дает намек на сильные, конкурентные качества характера ребёнка и негативные привычки, которые могут «тормозить» его развитие.


Только по итогам диагностики мы можем дать родителям рекомендации по воспитанию, предложить необходимый ребёнку курс развития и индивидуальные методы по взаимодействию именно с его типом мышления.»



Photo: «Future Education Center 3/7»


- Какие преимущества дает индивидуальный план развития?

«Мы знаем, что каждый ребёнок индивидуален. И мы используем это знание. Скажем, математика - одна и та же наука, но каждый ребёнок понимает её по-своему. То же самое со всеми другими сферами жизни. Индивидуальный план или стратегия развития необходимы для экономии времени и усилий. А ещё - для получения максимального эффекта для этого конкретного ребёнка. Наличие стратегии позволяет уже в раннем возрасте заложить нужные навыки и развить природный потенциал ребёнка.»


- Предоставляет ли ваш центр услуги для родителей?

«Дети учатся, ориентируясь на родителей. Поэтому мы обязаны работать и с первыми, и со вторыми. Методики работы со взрослыми людьми отличаются от детских методик. Родителям мы предлагаем коуч-сессии, во время которых индивидуально объясняем вызовы, стоящие перед их ребёнком. Но при этом мы также даем технологии изменения для самих родителей. Тогда процесс развития ребёнка можно контролировать с двух сторон. 

Мы сопровождаем родителей на всём протяжении обучения ребёнка. Постоянно общаемся, совместно помогаем ребёнку внести освоенные навыки в жизнь, убрать негативные привычки и улучшить взаимопонимание в семье.»


Целью Академии развития личности и эстетического образования детей «GVC» является создание условий для роста активной, жизнерадостной, творческой личности, вежливого, приветливого ребёнка.

Обучение детей осуществляется по программе «Я в мире», задание которой научить ребёнка любить и уважать родителей, родных, свой край, родной язык, с детства приобщаться к традициям и обычаям своего народа, к уважению других народов, к основным морально-этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры.

Программы интегрированы в комплексные развивающие занятия, направленные на всесторонне-гармоничное развитие ребёнка, в соответствии с его психофизиологическими особенностями. Они проходят весело, в форме игры, побуждая детей к новым открытиям и познаниям.



Photo: Академия развития «GVC»


«Е-Школа» - это современная демократическая школа для детей 5-9 лет, где вместо учителей опытные наставники, которые умело делятся прекрасными образами человеческих взаимоотношений, а Е-школьная жизнь интересная и радостная, без избыточности и недозованости школьной программы, без оценок, состязательности и домашних заданий.

В «Е-школе» детей обучают основам тайм-менеджмента и демократического самоуправления, во второй половине дня дети посещают языковые, спортивные и художественные клубы. А во время каникул школа превращается в лагерь - пространство творчества и новых открытий.



Photo: «Е-школа»


Образование должно быть интересным, давать современные профессиональные навыки и учить преодолевать трудности. «JAMM School» соединили эти компоненты и создали школу развития для детей и подростков, аналогов которой, в Украине нет.

«JAMM School»— это инновационное, внешкольное образование для детей и подростков в формате курсов и тренингов, цель которого развивать навыки и характер вашего ребёнка, чтобы он передавал позитивное влияние другим и делал мир лучше.

«JAMM School» также проводит он-лайн тестирование и консультации по профориентации для подростков. Ваш ребёнок станет успешным и счастливым если уже сегодня он поймет свои сильные стороны, которые помогут ему в будущем самореализоваться и получать достойное вознаграждение в своей профессии.



Photo: «JAMM School»



Клуб для детей и родителей «Молоко» - это место, где родители могут получить поддержку, консультацию и просто общение за чашечкой чая. А детки от 3 месяцев до 6 лет - полноценную программу для разностороннего развития, общения и творчества.

Особенность клуба - это авторские программы для детей с рождения, а также эмоциональная и информационная поддержка родителей.



Photo: Клуб для детей и родителей «Молоко»


Для детей в клубе проводятся общеразвивающие занятия, курсы подготовки к школе, интерактивный театр и занятия музыкой. 

Для родителей - творческие мастер-классы, семинары «Три кита родительства», а также курсы по подготовке к родам и родительству.



Больше организаций вы можете найти на нашем сайте.


Раннее развитие - это прочный фундамент, на котором родители могут построить счастливое и успешное будущее для ребёнка. Главное - оставлять право выбора за ребёнком, чтобы он сам решил, кем хочет стать. 





Подпишись на еженедельную программку от "Дети в городе"


Поиск